12 августа вступает в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 497 «Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ».

Данным документом допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя снижена до 0,3 промилле.

Дословно это звучит следующим образом (выдержка из п. 3 Положения):

«состояние алкогольного опьянения – наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха…»

Ранее эта норма составляла 0,5 промилле.

По данным УГАИ МВД, число водителей, севших в первом полугодии 2011 года за руль в нетрезвом состоянии и задержанных инспекторами ГАИ, превысило 25 тысяч человек. За это же время по вине пьяных водителей на дорогах Беларуси погибли 73 человека, а 341 получил травмы и увечья (источник – сайт БелаПАН).

По результатам же недавней встречи Президента с Генеральным прокурором было заявлено, что: «В качестве отдельного вопроса была обсуждена проблема роста случаев управления транспортом в нетрезвом состоянии. Число водителей, которые привлекались к уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде, за полугодие увеличилось более чем на 20%».

При этом санкции за управление транспортным средством в состоянии опьянения достаточно существенны – вплоть до уголовной ответственности.

Помогут ли эти и другие ожидаемые ограничительные меры справиться с пьянством за рулем, покажет время.

На наш взгляд, проблема не столько в уровне и объеме ограничительных норм, сколько в степени ответственности самих водителей, в уровне законопослушности общества, в культуре поведения людей и др. Проблема шире и глубже. В озвученном контексте хронические «лихачи», «подрезалы» и т.п. «грубые нарушители» по степени безответственности и пренебрежения интересами других сопоставимы с теми, кто сел за руль выпившим. А уровень исходящей угрозы необычайно высок от всех категорий нарушителей.

В качестве страхового аспекта озвученной проблемы отметим, что в Правилах страхования авто-каско всех страховщиков не считается страховым случаем событие вызванное действиями лица, управлявшего застрахованным авто, в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. В части же страхования обязательной «автогражданки» при совершении ДТП пьяным водителем, страховая компания, которая возместит вред пострадавшим, имеет право взыскать с виновника всю выплаченную сумму.