В последний день сентября в г-це «Европа» состоялась встреча страховых брокеров страны. На встрече присутствовали представители следующих компаний: «СтрахЭкспертГрупп», «Альфа-брокер», «Капитал брокер», «Страхование и консультации». Без учета компаний, созданных в последнее время, на встрече присутствовало почти 100% участников этого сегмента страхового рынка.

Несмотря на то, что количество страховых брокеров в стране пока невысоко, необходимость в проведении такой встречи возникла.

Участники мероприятия обсудили вопросы текущей деятельности, имеющиеся проблемные моменты в законодательстве, а также вопросы взаимодействия и сотрудничества.

Одним из важных на встрече стало обсуждение общих принципов работы страховых брокеров. Страховой брокер – это особый вид страхового посредника, действующий, в первую очередь, на стороне и в интересах своего клиента – страхователя. Этот статус требует от брокера соответствующего уровня профессиональной подготовки его работников, повышенного внимания к вопросам организации бизнеса, соблюдения требований законодательства, норм добросовестной конкуренции и др.

Участники встречи подтвердили единство в понимании места и роли страхового брокера на страховом рынке страны, а также долгосрочность своих интересов в этом виде деятельности.

Наша справка:

Институт страховых брокеров зародился в стране в 1996 году в связи с принятием «Положения о страховом брокере в Республике Беларусь».

На первом этапе было образовано 4 компании, 3 из которых вскоре прекратили свое существование. В течении 5 лет рынок страховых брокеров был представлен одной компанией – «СтрахЭкспертГрупп».

Вторым этапом развития рынка можно считать период 2003-2004 г.г., когда на фоне государственных решений о передаче обязательного страхования «госстраховщикам», стали массово образовываться брокерские компании, как правило, под «крылом» той или иной страховой компании. В самый пик «парада брокеров» их число достигло 10. Этот период был активным, но коротким. После ноября 2004 года, года брокеров также лишили права заниматься обязательными видами страхования, а также ввели иные ограничения, большинство брокерских компаний было ликвидировано, а их численность сократилась до 2-х.

Третий этап, продолжающийся и сейчас, начался с конца 2008 года, когда число брокеров снова стало расти, причем этот рост не был вызван какими-либо возникшими «поблажками» на страховом рынке. При этом стоит отметить, что в 2008-2010 г.г. экономика брокерской деятельности была непривлекательной из-за НДС и невозможности применять УСН. На рынке стали появляться компании четко осознавшие, что это их дело, компании, пришедшие надолго и с должным уровнем профессионализма. Результатом этого стал не только рост имиджа брокерского дела, количество заключенных через страховых брокеров договоров страхования, но и наметившаяся специализация среди брокерских компаний. В настоящее время на рынке действует 7 брокерских компаний.

В ходе своей деятельности иногда сталкиваемся с ситуацией, когда владельцы новых автомобилей (год выпуска которых совпадает с годом регистрации) не получают Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, ошибочно полагая, что обладая новым автомобилем, они имеют право "2 года ездить без техосмотра". Ниже мы приводим выдержки из соответствующего Постановления Совета Министров, регулирующего данный вопрос. От себя же добавим, что в Правилах страхования транспортных средств (АвтоКАСКО) большинства страховщиков в перечне исключений из страхового покрытия в разном изложении присутствует пункт о несвоевременном прохождении технического осмотра. Поэтому лучше не давать повода страховщику усомниться в правомочности выплаты Вам страхового возмещения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 апреля 2008 г. № 630 «О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О дорожном движении»

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

....

2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и их определения:

….

разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении – документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям ТНПА, а также наличие документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения.

4. …..

При выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении осуществляется проверка наличия документов, указанных в пункте 15 настоящего Положения, сверка регистрационных данных (марки, модели, типа, цвета, года выпуска, маркировок кузова, шасси, рамы) и регистрационных знаков транспортного средства с данными, указанными в регистрационных документах этого транспортного средства.

ГЛАВА 2
ПЕРИОДИЧНОСТЬ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСТЕХОСМОТРА

6. Гостехосмотр проводится:

.....

6.3. транспортных средств, с года выпуска которых прошло менее десяти лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 6.1 и 6.2 настоящего пункта), – не позднее чем через двадцать четыре месяца после проведения последнего гостехосмотра.

….

7. Транспортное средство должно быть представлено для проведения гостехосмотра не позднее десяти дней после его государственной регистрации.

В отношении транспортного средства, год выпуска которого совпадает с годом его государственной регистрации, ….., контрольно-диагностические работы не проводятся. Владелец данного транспортного средства не позднее десяти дней после его государственной регистрации в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения должен обратиться за выдачей разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

По версии журнала "Страхование в Беларуси" компания СтрахЭкспертГрупп стала победителем в номинации "Страховой брокер года". Данное решение было озвучено на ежегодном торжественном мероприятии, организованном Белорусской ассоциацией страховщиков по случаю подведения итогов уходящего 2010 года.

Стоит отметить, что присуждение звания "Страховой брокер года" было проведено впервые, что символично отражает признание страховым сообществом института страховых брокеров в качестве полноправного участника страхового рынка. Пусть пока страховые брокеры не оказывают такого серьезного влияния на развитие страхования у нас в стране, как это происходит, например, в Великобритании, но мы уверены, что их роль со временем будет только возрастать.

Чем острее проблемы с приобретением иностранной валюты, тем чаще появляются претензии возмущенных страхователей по поводу уплаты страховых взносов по полисам «Зеленая карта» только в иностранной валюте.

Поэтому еще раз обращаем внимание на то, что данное требование содержится в п.130 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, введенной в действие Указом Президента №530 от 25.08.2006 года (см. выдержку из данного документа):

«130. ….. По договору пограничного страхования и договору внутреннего страхования, заключенному с нерезидентом Республики Беларусь, страховой взнос уплачивается в свободно конвертируемой валюте или российских рублях, а по договору страхования «Зеленая карта» – в свободно конвертируемой валюте».

Это требование объяснимо и понятно – такова специфика данного вида страхования. «Зеленая карта» - это договор страхования гражданской ответственности на территории стран-членов системы «Зеленая карта», следовательно страховые случаи происходят за рубежом, пострадавшие в ДТП, по вине белорусских водителей, иностранцы и, соответственно, выплаты производятся в иностранной валюте. Думается, что это положение меняться в ближайшее время не будет – страховщики должны формировать валютные резервы для осуществления этих, далеко не маленьких, валютных выплат.

Для информации:

По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию в 2010 году рост числа заявленных страховых случаев по сравнению с 2009 годом составил 61,2%, при этом сумма выплаченного страхового возмещения увеличилась на 17% и составила 3,7 млн. евро. Средняя сумма возмещения по одному страховому случаю составила 1,8 тыс. евро, при этом в 2008 году - 2,8 тыс. евро, а в 2009 году – 2,4 тыс. евро.

Тройка «проблемных» стран для белорусских «Зеленых карт» в 2010 году выглядела следующим образом (по числу страховых случаев): Россия – 43,3%, Польша, 24,4%, Германия – 10,6%.